Предупреждение преступлений несовершеннолетних
Предупреждение преступлений несовершеннолетних
Общесоциальный уровень профилактики преступности несовершеннолетних можно определить как комплекс таких крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга.
Такие мероприятия являются в определенном смысле базовыми для специальной профилактики, расширяя ее возможности.
С 1 февраля 1995 г. в Украине действует Закон “Об органах и службах по длам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних” от 21 января 1995 г.
Законом предусмотрены следующие специальные субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних и их социальной защиты:
- комитеты по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Украины, службы по делам несовершеннолетних привительства Республики Крым и исполкомов всех местных советов от областного до районного;
- общеобразовательные школы и профессиональные училища социальной реабилитации несовершеннолетних органов народного образования;
- центры медико-социальной реабилитации несовершеннолетних органов охраны здоровья;
- приюты для несовершеннолетних служб по делам несовершеннолетних;
- суды;
- криминальная милиция по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- приемники-распределители для несовершеннолетних органов внутренних дел;
- воспитательно-трудовые колонии Министерства внутренних дел.
Ст. 3 Закона определяет сущность и основные направления предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
Последующие статьи Закона регулируют полномочия и обязанности упомянутых субъектов.
В частности, Комитет по делам несовершеннолетних КМ Украины осуществляет руководство, консультирование и контрольные функции в отношении служб по делам несовершеннолетних всех уровней.
Особо указывается на право Комитета и служб возбуждать ходатайства о применении санкций за продажу порнографической продукции и пропаганду насилия, жестокости и разврата.
Комитет и службы по делам несовершеннолетних контролируют соблюдение законодательства в отношении несовершеннолетних, их содержание в ВТК, школах и профтехучилищах социальной реабилитации, в центрах медико-социальной реабилитации.
Законом создано новое подразделение криминальной милиции – криминальная милиция по делам несовершеннолетних. Она обязана:
- проводить работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
- выявлять, пресекать и раскрывать преступления несовершеннолетних;
- рассматривать в пределах преступления несовершеннолетних о правонарушениях несовершеннолетних;
- проводить дознание и выявлять криминогенные обстоятельства по уголовным делам;
- разыскивать несовершеннолетних, оставивших свои семьи и учебно-воспитательные учреждения;
- выявлять взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность, проституцию, пьянство, наркоманию и нищенство;
- выявлять источники распространения порнографии, изданий, пропагандирующих жестокость, насилие и разврат;
- вести профилактический учет деликвентов;
- возвращать в семьи бродяг, заблудившихся, потерявшихся и т.п.;
- посещать юных правонарушителей и беседовать с ними, их родителями, опекунами и др.;
- получать от предприятий и учреждений информацию о несовершеннолетних;
- задерживать и содержать в специальных, выделенных для этого помещениях несовершеннолетних в возрасте до 15 лет, оставшихся без опеки, — на период до передачи их законным представителям или устройства; а тех, кто до достижения возраста уголовной ответственности совершил деяния, предусмотренные УК, — до передачи их законным представителям или в приемники-распределители, но не более чем на 8 часов.
В этой статье содержатся и иные правомочия и обязанности криминальной милиции по делам несовершеннолетних, связанные с производством дознания по уголовным делам, с предупреждением преступлений и административной ответственностью. В частности, предписывается вносить в соответствующие адреса представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних.
Законом предусматривается создание специальных судов или выделение судей для рассмотрения уголовных или административных дел о несовершеннолетних.
Среди специальных учреждений для несовершеннолетних особый интерес для криминологии представляют общеобразовательные школы и профтехучилища социальной реабилитации, а также центры медико-социальной реабилитации.
Школы и училища – учреждения не новые: до вступления в силу Закона от 21 января 1995 г. они существовали под наименованиями “специальные школы и специальные профтехучилища для трудновоспитуемых”.
Их деятельность регулировалась подзаконными актами, известными немногим, несмотря на то, что содержание в них подростков связано с ограничением права на свободное передвижение и является, по сути, одной из форм лишения свободы.
В указанные учреждения могут быть направлены лица, учинившие престуления в возрасте до 18 лет или совершившие предусмотренные уголовным законом действия до достижения возраста уголовной ответственности, но не моложе 11 лет.
В школу социальной реабилитации направляются по решению суда несовершеннолетние в возрасте от 11 до 14 лет, а в профтехучилища социальной реабилитации – в возрасте от 14 лет. Сроки пребывания в школах и училищах определяет суд, но не более чем на три года.
В общеобразовательных школах социальной реабилитации (в дальнейшем для краткости — “школах”) ученики в исключительных случаях могут оставаться до достижения 15-летнего возраста, но в пределах назначенного судом срока и не более трех лет. В профессиональных училищах социальной реабилитации (в дальнейшем изложении — “училищах”) – до 19 лет, если это необходимо для завершения учебного года или профессиональной подготовки.
Ученики школ, которым исполнилось 15 лет, но они не встали на путь исправления, по решению суда могут быть переведены в пределах назначенного срока в профтехучилище социальной реабилитации.
Закон предусматривает возможность досрочного освобождения из школ и училищ судом по ходатайству советов этих учебных заведений.
Центры медико-социальной реабилитации несовершеннолетних создаются в системе охраны здоровья для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, иными паталогическими отклонениями поведения до достижения возраста уголовной ответственности, которые в силу состояния здоровья не могут быть направлены в общеобразовательные школы.
Основной задачей центра является создание условий для излечения и социальной реабилитации несовершеннолетних от 11-летнего возраста.
Пребывание несовершеннолетних в указанных центрах продолжается не более двух лет. Основанием для направления являются заключение медико-экспертной комиссии и просьба родителей или лиц, их заменяющих, с согласия несовершеннолетнего.
Новым учреждением является приют для несовершеннолетних служб по делам несовершеннолетних.
Они предназначены для временного, до 30 суток, размещения несовершеннолетних от 3 до 18 лет, нуждающихся в социальной защите государства (заблудившиеся, брошенные, оказались сиротами, оставили семью или учебно-воспитательные учреждения, изъятые судом из семьи, сами обратились за помощью к администрации приюта).
Создаются приюты в каждом регионе соответственно с его потребностями. Приюты могут создаваться и различными организациями, предприятиями и учреждениями по согласованию со службой по делам несовершеннолетних. Основными задачами приютов являются создание условий жизни и дальнейшего устройства, учебы и воспитания. Тем самым – устранение криминогенной ситуации для несовершеннолетних старше 14-летнего возраста.
Таковы основные положения закона от 21 января 1995 г., который станет важной вехой в совершенствовании системы субъектов предупреждения преступности несовершеннолетних.
Таким образом, профилактика преступности несовершеннолетних как непрерывно действующая система имеет следующие основные последовательные этапы:
- Меры раннего предупреждения, которые включают в себя:
- предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи в различных ее формах, своевременных для их восстановления;
- устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних;
- целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровление среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп.
2. Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данном этапе осуществляется также нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Привлекаются к ответственности /административной, уголовной и др./ лица, оказывающие на этих несовершеннолетних отрицательное влияние.
Меры в отношении самих несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях непреступного характера включают:
- постановку на учет в органах, осуществляющих профилактику преступлений несовершеннолетних, длящуюся воспитательную работу и контроль;
- общественное воздействие;
- устройство в возрождающиеся студенческие строительные отряды, в спортивно-трудовые лагеря;
- воздействие через органы, рассматривающие административные правонарушения /предупреждение, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, передача под надзор, помещение в специальные учреждения/;
- гражданско-правовые меры /взыскание ущерба/.
3. Меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. В принципе здесь используются те же меры, что во второй группе, но реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями, времяпрепровождением; интенсивного воздействия на источники отрицательного влияния. Эти меры неотложны и имеют задачу удержать от перехода на преступный путь.
4. Меры предупреждения рецидива включают:
- деятельность специализированных инспекторов уголовного розыска, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними /например, внесение представлений, частных определений/; использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства;
- своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков;
- правовая и моральная подготовка к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из места лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением.
Презентации