Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних

Причины и условия, способствующие преступности и преступлениям несовершеннолетних – это те же социально-негативные явления и процессы, детерминирующие и преступления в целом. Вместе с тем их действие конкретизировано, в частности, применительно к психологии несовершеннолетних.

Круг мотивов этих преступлений более ограничен, чем у взрослых преступников; мотивация отмечена здесь в ряде случаев определенными признаками инфантилизма.

Специфична мотивация самоутверждения в группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижно-потребительских интересов, “запретного плода”, враждебности к “чужим” и т.п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.

В формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления, и непосредственном формировании мотивации этих преступлений решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства:

  • отрицательные влияния в семье;
  • отсутствие /временное или длящееся/ у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей: настроения безнадежности или озлобленности в семье, из-за отсутствия материального положения;
  • отрицательные влияния в ближайшем окружении – бытовом, учебном, производственном  и т.п. со стороны сверстников или взрослых;
  • подстрекательство со стороны взрослых преступников. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы “допреступного” антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой “преимуществ” жизни преступников;
  • длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставшихся без работы и учебы;
  • проникновение по разным каналам в среду молодежи, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т.д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества /культ силы, жестокости, культ наркотиков, половой распущенности как якобы нормы современного подростка и т.п./.
Наряду и во взаимодействии с названными выше факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствуют /создавая возможности для их действия или усиливая его/:
  • безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и воспитательных учреждений за поведением, связями, времяприпровождением несовершеннолетних;
  • безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений. Это неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т.п.;
  • резкие изменения в обстановке глубоких реформ в обществе системы ценностных ориентаций, замедленность и затруднительность их усвоения воспитывающей сферой; значительная опасность в этой связи воздействия на детей и подростков социально-негативной информации;
  • низкий  уровень работы учебно-воспитательных учреждений /формализм, нечестность, непрофессионализм/;
  • распад системы трудоустройства подростков и воспитания в трудовых коллективах;
  • отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков и свертывание из-за прекращения дотаций досуговых кружков, секций по месту жительства;
  • увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии и др.

Оставить комментарий